Нарушение речи: заикание
Обычно заикание появляется в период интенсивного развития речи, в возрасте 2-5 лет, когда у ребенка формируется связная речь. Чаще наблюдается у мальчиков. Течение заикания волнообразное, наибольшей выраженности достигает в критические периоды развития (в возрасте 6-7 лет и в пубертатном периоде).
Невротическое заикание или логоневроз - заикание, обусловленное воздействием психотравмирующих факторов (испуг, изменение привычной обстановки, разлука с родителями, неправильное воспитание, конфликтные отношения в семье и др.). При невротическом заикании появляются сопутствующие движения, которые могут быть как непроизвольными, так и намеренными, когда ребёнок старается переключить внимание с речи на действие (постукивания, щёлканье языком, отбивания ритма ногой или рукой, подёргивания шеей и др.). Характерно непостоянство проявлений логоневроза, а также сочетание с другими невротическими расстройствами (страхи, ночное недержание мочи, нарушения сна, общая раздражительность).
В первую очередь необходимо проконсультироваться у невропатолога и учителя-логопеда. Медикаментозное лечение заикания зависит от его формы. При невротическом заикании, как правило, назначают препараты, снижающие возбудимость нервной системы. При неврозоподобном заикании применяют также средства, снижающие тонус речевой мускулатуры, нормализующие внутричерепное давление.
Во-вторых, создать определённый, жесткий (фиксированный) режим дня, вырабатывающий у ребёнка привычку к чёткому чередованию различных видов деятельности, устанавливающий определенный ритм жизни и благоприятствующий нормализации работы высшей нервной деятельности и всего организма. Отход ко сну должен быть не позднее 21.00. Старайтесь исключить подвижные игры перед сном, ритмичную музыку.
В-третьих, постараться создать в семье доброжелательную, спокойную обстановку. Избегайте явных конфликтов при ребёнке. Не заставляйте ребёнка повторять несколько раз слова, на которых он "спотыкается". Старайтесь меньше обращать внимание на запинки. Чем меньше мы обращаем внимания на это, тем меньше ребёнок фиксирует внимание на своём речевом нарушении.
В-четвёртых, желательно полностью исключить возможность просмотра телевизионных программ, громкой музыки. Старайтесь ограничить речевую активность малыша. Читайте те книги, которые ребёнок уже знает. Отдавайте предпочтение играм, направленным на развитие мелкой моторики: конструкторы, шнуровки, пазлы, мозаики и др.
В-пятых, посещение ребёнком специальной группы для заикающихся в логопедическом детском саду, где для таких деток созданы оптимальные условия развития.