Формирование эмоционально волевой сферы учащихся с ОПФР
Формирование эмоционально волевой сферыявляется одним из важнейших условий становления личности ребенка с ОПФР, социальный опыт которого необходимо непрерывно обогащать.
Эмоции – (от франц. emotion – волнение, от лат. emoveo – потрясаю, волную), реакции человека на воздействие внешних и внутренних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствительности и переживаний. Они связаны с удовлетворением (положительные) или неудовлетворением (отрицательные) различных потребностей организма.
Эмоции могут многое рассказать о ребенке. Первое, на что обращает внимание учитель в общении с ребенком, – это общее состояние ребенка: возбужденное, нормальное или угнетенное. Возбужденное состояние характеризуется, как правило, высоким пронзительным или дрожащим голосом, сменой скорости и темпа речи, разрывом слов. Мимика, речь, интонации дополняются жестами, позами, состоянием одежды. Связывая эмоции и поступки ребенка в единое целое, педагог может составить представление о характере, духовно-культурном потенциале, воспитанности и др. качествах ребенка.
В.П. Кащенко в начале ХХ в. были выделены следующие недостатки характера ребенка, имеющего личностные нарушения, преимущественно эмоционально обусловленные:
неустойчивость, противоречивость;
повышенная возбудимость аффектов;
сильная острота симпатий и антипатий к людям;
импульсивность поступков;
исступленный гнев;
пугливость и болезненные страхи (фобии);
пессимизм и чрезмерная веселость;
равнодушие, безучастность;
нечистоплотность, педантизм.
Спектр эмоциональных нарушений в детском и подростковом возрасте чрезвычайновелик.
Это могут быть тяжелые невротические конфликты, неврозоподобные состояния у ребенка вследствие органического поражения центральной нервной системы, преневротические состояния и др.
Традиционно выделяются три группы факторов, приводящих к возникновению эмоциональных нарушений у детей и подростков:
Биологические предпосылки эмоциональных нарушений включают в себя генетические факторы. Так, в исследованиях зарубежных авторов была обнаружена отчетливая связь между депрессивными состояниями у детей и аналогичными состояниями у их родителей. Несомненно, наследственные факторы играют важную роль в формировании индивидуально-
типологических характеристик личности ребенка, однако их далеко недостаточно для возникновения тех или иных эмоциональных нарушений.
К биологическим факторам, предрасполагающим к возникновению эмоционального неблагополучия у ребенка можно отнести соматическую ослабленность вследствие частых заболеваний. Она способствует возникновению различных реактивных состояний и невротических реакций преимущественно с астеническим компонентом. Ряд авторов указывают на повышенную частоту эмоциональных нарушений у детей с хроническими соматическими заболеваниями, отмечая, что нарушения эти не являются прямым результатом болезни, а связаны с трудностями социальной адаптации больного ребенка и с особенностями его самооценки. Гораздо чаще эмоциональные нарушения встречаются у детей, в анамнезе у которых наблюдаются отягощающие биологические факторы в пери- и постнатальный периоды, но они также не являются определяющими в возникновении эмоциональных нарушений у ребенка. В.В. Ковалев отмечал, что невротические реакции у детей могут быть обусловлены неправильным воспитанием на фоне церебрально-органической недостаточности. Резидуально-органическая недостаточность, по мнению автора, способствует формированию психической инертности, «застреванию» на отрицательных аффективных переживаниях, повышенной возбудимости, лабильности аффекта. Это облегчает появление болезненных реакций на психологические воздействия и способствует их фиксации.
К собственно психологическим причинам возникновения эмоционального неблагополучия у детей авторы относят особенности эмоционально-волевой сферы ребенка, в частности нарушение адекватности его реагирования на воздействия извне, недостаток в развитии навыков самоконтроля поведения и др.
Рассмотрим сущность эмоциональных состояний, которые способны вызвать у детей девиантное и даже деструктивное поведение. Американский Психолог Д. Келли (1905–1967) выделил четыре таких эмоциональных состояния: тревогу, вину, угрозу и враждебность. Рассмотрим их характеристики.
Тревога – смутное чувство неопределенности и беспомощности. Наступает тогда, когда ребенок переживает событие, которое он не может ни понять, ни предвидеть. Способ помощи – объяснение, что никакой реальной угрозы для него на самом деле не существует.
Вина – чувство дискомфорта, когда интерпретируются действия ученика, как неудачные или неправильные. Происходит разрушение статуса и роли ученика, с помощью которых он сохранял с окружающими оптимальные отношения. Часто на основе чувства вины ученики пытаются скрыть свои неблаговидные поступки. Это чревато развитием лживости, безответственности и др. негативных качеств.
Угроза – предстоящее событие, могущее изменить существование ребенка. Дети воспринимают ее как возможность наказания. Угрозы обычно
плохо отражаются на состоянии ребенка, могут вызывать различные нервные расстройства. Наиболее распространенные способы избегания угрозы наказаний – уйти из класса, убежать из школы и т.д.
Враждебность – склонность вести себя мстительно по отношению к другим, как стремление причинить им вред, ущерб. Ребенок чувствует себя удовлетворенным лишь тогда, когда его цель будет достигнута. Если же цель не достигается, он проявляет агрессию, производит разрушительные действия. В основе коррекции этого состояния – изменение внутренней установки ребенка, устранение неправильных отношений и представлений.