Нарушения речи: дислалия
Довольно часто родители, услышав незнакомый и непонятный диагноз в отношении своих детей, либо теряются, не зная к какому специалисту надо "бросаться", либо не обращают внимания, упуская крайне большой и значимый период детского развития для проведения коррекционно-педагогической работы. Последующие наши работы помогут, Вам, уважаемые родители, разобраться в многообразии речевых нарушений и самостоятельно оценить необходимость обращения к специалистам.
Пожалуй, наиболее часто встречающееся нарушение речи у детей дошкольного возраста - это дислалия. Дислалией принято называть нарушение звукопроизношения, которое наблюдается у ребенка уже после 4 -4 лет 6 месяцев.
Особенностью нарушения речи при дислалии является то, что неправильное произношение не оказывает значительного влияния на остальные стороны речи - словарный запас, грамматический строй речи, умение правильно выстраивать предложения. Однако подчас вместе с неправильным произношением у ребенка формируется и неправильное восприятие звуков речи, что приводит, к трудности звукового анализа, необходимого для овладения навыками грамотной речи, чтения и письма. Возможно, некоторым родителям, данное нарушение кажется несерьезным. Они считают, что в домашних условиях могут самостоятельно научить ребенка произносить тот или иной звук.
Внимание! Несмотря на кажущуюся простоту проблемы, коррекционную работу с ребенком должен всегда проводить учитель-логопед, который владеет всеми необходимыми знаниями не только по разграничению речевых нарушений, но и умениями, позволяющими в максимально короткий срок преодолеть имеющееся нарушение звукопроизношения.
В теории и практике данного вопроса принято различать сложную и простую дислалии. Простая дислалия - это нарушение одного звука, какой-либо одной группы звуков, например, свистящих [С, Сь, З, Зь, Ц] или шипящих [Ш, Ж, Щ] или звуков [Р, Л].
Сложная дислалия - это неправильное произнесение нескольких групп звуков, а ряд звуков может неверно оглушаться или озвончаться, например, вместо правильного суП, малыш произносит суБ и т.д.