Применение речи в обучении музыке – один из важнейших педагогических принципов К. Орфа. Он состоит не столько в самом факте использования речи, сколько в концептуальном подходе к ее роли и значению в первоначальном обучении музыке. Вильгельм Келлер, автор книги «Музыка для детей», считает речевые упражнения истинно музыкальными и относит их к области элементарного музицирования.
Для музыкального воспитания речевые игры важны прежде всего потому, что музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. Речевой слух – один из основ слуха музыкального. Ребенок учится пользоваться выразительными средствами, общими для речи и музыки. К ним относятся: темп, ритм, регистр, тембр, звуковысотный рисунок, артикуляция, штрихи, а также динамика, тесситура, фактура, фразировка, акцентуация, форма. Почти все выразительные средства музыки оказываются доступны для изучения и практического использования в речевых упражнениях детьми самого раннего возраста. Речевые упражнения как основа первоначальной музыкальной тренировки – одна из очень удачных находок Орфа.
В начале всякого музыкального упражнения, как ритмического, так и мелодического, считал К. Орф, стоит упражнение речевое. Ритмизированная речь получила в концепции Орфа название «речевых упражнений и игр». Ими обогащается не только музыкальное воспитание, но и преподавание родного языка и даже иностранного. Речевые упражнения – это ритмические декламации стихотворного и прозаического текста. Ритмической основой для декламации служит как естественный ритм мелодии, так и специально сочиненный измененный в педагогических или иных целях.
По отношению к музыке речевое упражнение означает, прежде всего, ритмическую и темброво-звуковую тренировку.
Базой для речевых упражнений служит, как правило, детский фольклор: считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки, заклички, присказки, имена, рифмы. Опора на истинные ценности, прошедшие испытания временем, была особой заботой Орфа. Важна для него была и анонимность материала, позволявшая свободно общаться с ними. Именно поэтому выбор пал на фольклорные образцы.
Хороший, сразу заинтересовывающий детей текст является лучшей предпосылкой для плодотворного музицирования. При выборе текста следует принимать во внимание как содержательную, так и звуко-ритмическую сторону. Из опыта многих педагогов известно, что дети с воодушевлением воспринимают звуковую бессмыслицу. Тарабарские, чепуховые рифмы с удовольствием им принимаются и музыкально обрабатываются. Любимы детьми так называемые цепные рифмы и песни, дающие возможность разворачивать длинные сюжеты.
Разнообразие речевой ритмики служит эффективным средством развития полиритмического слуха. Речевые полиритмические наложения, в том числе и речевой канон, доступные в исполнении даже дошкольниками, способствуют формированию распределенного дифференцированного внимания как необходимого условия коллективных форм музицирования.
Речевые упражнения служат также эффективным средством развития интонационного слуха – способности слышать и понимать содержательный смысл музыки. Именно из речи ребенок постепенно черпает все более тонкие оттенки смысла и связывает их со звуковыми характеристиками. Каждая речь модель «Шульверка» подразумевает различные интерпретации в динамике, регистре, тембре, с различной артикуляцией, в различном темпе, а также шепотом, в «нос» и т. д.
Широко используется в речевых упражнениях игра чисто звуковыми элементами речи – артикуляционная игра и игра голосом.
Фонематические и артикуляционные игры составляют богатейший раздел речевых игр. Удачно найденная фонема, слог, интересная их темброво-ритмическая интерпретация могут образовывать остинато для аккомпанемента, стать основой для новой части формы или просто элементом для импровизационной звуковой игры. Фонемные слоги для речевых игр часто образуются произвольными сочетаниями звуков (синти-бринти, фок-трок) и могут быть звукоподражательными (кап-кап, трах-бах, дили-дон). Во втором случаи они носят знаковый характер, являясь прообразом целого ряда музыкальных интонаций, которые дети осваивают в первую очередь.
Речевые упражнения являются хорошей базой для знакомств и постижения строения музыкальной формы. Закономерности строения музыкальных форм (фраза, предложение, строфа, запев-припев, рондо, вариация) осваиваются детьми в речи легко и просто.
В самом начале детская речевая импровизация может выражаться в добавлении нового слова или строчки для создания версии любимого стиха или песни, в поиске слова, подходящего по ритму к заданной модели, в образовании различных комбинаций из ритмизированной цепочки слов.
Инструментальное сопровождение речевых упражнений дает дополнительные богатые возможности для различных интерпретаций. Главенствующая роль здесь по праву принадлежит «звучащим жестам», но не менее интересны они в сопровождении звуковысотных и шумовых ударных.
Импровизируйте, придумывайте свои речевые модели. Станьте и вы творцом, как мечтал об этом Карл Орф, создавая свой «Шульверк»! Он без тени сомнения предложил каждому педагогу стать с ним на одну ступень и, творя музыку вместе с детьми, открыть в себе источник ни с чем не сравнимой радости. Источник этот – элементарное музицирование, импровизационное, фантазийное, притягательное для всех его участников!
Источник:
https://docplayer.ru/59692986-Rechevye-igry-i-uprazhneniya-v-koncepcii-karla-orfa.html