Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Проектная деятельность

Дата: 10 декабря 2020 в 11:41, Обновлено 12 августа 2021 в 12:07

 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования элементов Орф-педагогики»

Введение

В настоящее время сложился новый уровень психолого-педагогического осмысления ряда вопросов, в контексте которых может рассматриваться проблема реализации творческой деятельности детей (развитие мышления, воображения, фантазии и др.). Формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в детстве и является условием последующего развития личности человека, его успешной творческой деятельности.

Изучение методических трудов, научных положений и разработок Н.А. Ветлугиной, О.А. Апраксиной, Л.А. Венгер, Ю.С. Шевцова и др. позволяет сделать вывод о том, что до сих пор отсутствует единая методика формирования и развития творческих способностей дошкольников на музыкальных занятиях по элементарному музицированию. Важно создать условия для вовлечения ребенка в практическую музыкально-творческую деятельность, постепенно приобщая к музыкальной культуре, включающей организованный познавательный процесс на основе элементарного музицирования. 

Однако, существует противоречие, что, с одной стороны, имеется достаточно много методических разработок по организации музыкальных занятий в детском саду. С другой стороны, – до сих пор недостаточно результативно используются имеющиеся методики.  Эффективность музыкальных занятий может быть значительно повышена на основе направленного  анализа системы элементарного музицирования К. Орфа и доказательного выбора методического материала для музыкальных занятий с дошкольниками среднего и старшего возраста.

Накопленный научно-методический и практический опыт, позволяет определить основные направления формирования творческих способностей воспитанников:

   1) исследование особенностей подготовительного этапа развития музыкально-творческих способностей с учетом программы дошкольного образования;

   2) разработка методических рекомендаций, позволяющих активизировать интерес детей  к элементарному музицированию на занятиях и в свободное время;

  3) на основе активной творческой музыкальной деятельности развивать у детей воображение, фантазию, нестандартное мышление, необходимое в будущем человеку любой профессии, способствовать творческому отношению к любому делу.

Основные результаты на основании диссертационного исследования и акта о внедрении в ГУО «Ясли-сад №2 аг. Лесной», в том числе  разработанное учебно-методическое обеспечение, могут быть использованы для проведения музыкальных занятий в детском саду, в курсах «Методика музыкального воспитания», а также в процессе повышения квалификации музыкальных руководителей детских садов.

В дошкольном возрасте у ребенка происходит формирование и развитие основных психических процессов – восприятия, мышления, внимания, памяти, речи, воображения, а также становление эмоциональной и мотивационной сфер, что способствует гармоничному развитию его личности. В старшем дошкольном возрасте на начальном этапе музыкального воспитания особенно эффективно элементарное музицирование, поскольку оно способствует формированию элементарных музыкальных представлений, развитию музыкальных и общих способностей, формированию культуры деятельности и общения в коллективе, а также развитию навыков исполнительской деятельности.

Также были определены педагогические условия организации элементарного музицирования: компетентность педагога, его  умелое, инициативное руководство обучением музицированию детей; создание дружелюбной, комфортной психологической обстановки в детском коллективе; использование различных форм учебной работы на музыкальных занятиях в детском саду:  фронтальные занятия (типовое, доминантное, тематическое, комплексное), занятия по подгруппам и индивидуальные занятия; владение  дошкольниками элементарными навыками пения и игры на детских музыкальных инструментах; наличие интересного музыкального репертуара; обучение детей чтению доступных для понимания партитур. Важным условием является также работа с родителями, во многом обеспечивающая стимулирование интереса к занятиям музыкой. При этом основополагающим условием является проживание детьми ситуации успеха.

Основными методами обучения являются методы музыкальной импровизации, интеграции различных видов искусств, практического участия в исполнении музыкального произведения. Для организации творческого сотрудничества детей на уроке активно используются игровые приемы, обмен впечатлениями о музыке, выполнение заданий творческого характера.

Актуальность педагогического проекта

На современном этапе развития общества все более ощутимым становится противоречие между быстрым техническим прогрессом и недостаточным развитием гуманитарной сферы. Все ускоряющееся развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация ведут к активному развитию рационально-логического мышления в ущерб развитию эмоционально-образного мышления. Поэтому творческое начало становится все более ценным качеством, позволяющим человеку проявить свою индивидуальность.

Базовая культура человека, фундамент всех видов мышления закладываются в дошкольном возрасте. Именно тогда формируются основы эстетического воспитания, так как в этот период мозг и весь организм человека наиболее восприимчивы к новому (Г.А. Кураев, Т.Н. Маляренко, Ю.Е. Маляренко). Эстетическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста стимулирует раннее творческое развитие, которое гармонизует растущего человека, помогает развивать психические функции и личностные качества.

«Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок – музыкантом или врачом, ученым или рабочим, задача педагога – воспитать в нем творческое начало, творческое мышление. В индустриальном мире человек инстинктивно хочет творить и этому надо помочь». Это высказывание немецкого композитора Карла Орфа, создавшего отлично зарекомендовавшую себя в Западной Европе систему музыкального воспитания детей средствами элементарного музицирования. Достоинство данного вида музыкальной деятельности детей состоит в следующем: особый творческий подход к обучению; оригинальность (простые бытовые предметы, можно превратить в музыкальные инструменты.); занимательность («игра в музыку» обозначает одновременно и ее процесс и результат); познавательность (где можно делая и играя, познавать мир и самого себя). Элементарное музицирование, с одной стороны, учитывает психологические особенности и индивидуальные наклонности детей, с другой – оказывает синкретичное воздействие на многие их важные жизненные функции: общение, речь, движение и т. д., а также противостоит переутомлению и гиподинамии – т. е. позволяет эффективно справиться с задачами развития и здоровьесбережения. Начальный этап эстетического воспитания будет более эффективным, если его существенным содержательным компонентом является элементарное музицирование, обеспечивающее развитие музыкально-творческого воображения и активизацию самостоятельности детей, их способности к поиску собственных решений в процессе музыкальных занятий.

Популярность методики музыкального воспитания Карла Орфа растет, так как дает предпосылки для последующего творческого развития личности ребенка. Познание мира через звук, когда вокруг тебя музыка и когда ты сам творишь музыку – что может быть увлекательнее и прекраснее!

Для  осуществления назревших преобразований в учреждении образования существуют необходимые условия:

- музыкальный зал, фортепиано, детские музыкальные инструменты, музыкальные  уголки  групп, иллюстрации и картинки с изображением музыкальных инструментов, презентации ( с использованием ИКТ), аудиотека.

Технические средства:

-музыкальный центр;

-компьютер;

-мультимедийная установка;

Участники творческой группы:

- музыкальный руководитель:

 Беляцкая С.В.- высшая квалификационная категория, магистр педагогических наук, участник 4-ой Международной научно-практической конференции  «Искусство и личность» Минск 2016 г., 4-ой Международной научно-практической конференции  «Актуальные проблемы искусства: история, теория, методика» Минск 2017 г, автор статей «Особенности авторской методики элементарного музицирования Н.А.Бергер», «Организационные условия культивирования детского инструментального музицирования»

Повышение квалификации:

Авторский семинар  Т.Э. Тютюнниковой  «Элементарное музицирование с детьми 3-10 лет. Модуль –I» Минск 2017 г.

Образовательный семинар Е.В.Середы по музыкально-игровой Орф-педагогике

«Музыкальная зима» Минск 2019 г.

Образовательный семинар Е.В.Середы по музыкально-игровой Орф-педагогике

«Музыкальная весна» Минск 2020 г.

- воспитатели дошкольного образования:

 Войтик Т.П.-высшая квалификационная категория

 Куделко Т.А. -высшая квалификационная категория

-педагог-психолог:

 Воронович М.А.-вторая квалификационная категория

- законные представители воспитанников

- заместитель заведующего по ОД Волоцкая О.Г., первая квалификационная категория.

Цель: Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования элементов Орф-педагогики.

Задачи:

для воспитанников:

-Формировать основы эстетической культуры;

-Создавать условия для раскрытия творческого потенциала детей дошкольного возраста посредством использования элементов Орф-педагогики.

для педагогов:

-Создавать условия для работы в проекте;

-Предоставить методическое обеспечение;

-Разработать методические рекомендации по теме проекта;

-Определить формы и содержание  работы по развитию творческих способностей дошкольников   как в специально организованной так и в нерегламентированной деятельности.

для законных представителей:

-Вовлечение в совместную деятельность с детьми;

Участники:

- воспитанники старшей группы № 10 ;

- воспитатели дошкольного образования:

 Войтик Т.П. ,Куделко Т.А.

-педагог-психолог:

 Воронович М.А.

 - музыкальный руководитель:

 Беляцкая С.В.

- законные представители воспитанников

- заместитель заведующего по ОД Волоцкая О.Г.

- заведующий Воравко Т.И.

Теоретическое обоснование педагогического проекта.

Большинство  родителей считают основные предметы школьной программы наиболее важными, первостепенными дисциплинами, необходимыми детям. При этом дисциплины эстетического цикла, способствующие развитию эмоционально-образного и творческого мышления, остаются на втором плане. В то же время в раннем возрасте должно доминировать именно образное мышление, недооценка которого наносит определённый ущерб гармоничному развитию личности.

Наша реакция на музыку оказывает глубинное воздействие на наше развитие – социальное, психологическое, ментальное. Сегодня, когда общество начинает осознавать важность гуманитарной сферы, современное отечественное образование находится на переломном этапе, меняется его парадигма. Наряду с приоритетом знаний провозглашается личностный подход к воспитаннику, эмоционально-творческое отношение  к миру; особое внимание уделяется формированию мировоззрения и системы ценностей.

В проекте рассматривается актуальная в методике музыкального воспитания проблема всестороннего развития дошкольников посредством элементов Орф-педагогики. Элементарное музицирование служит уникальным инструментом для развития личности ребенка как в духовно-нравственном ключе, так и с точки зрения развития основных психических процессов. Особенно эффективно элементарное музицирование в старшем дошкольном возрасте, поскольку оно способствует раскрытию задатков личности и формированию элементарных музыкальных представлений.

Активные занятия музыкой, способствующие развитию интеллекта, могут даже привести к тому, что изменится и структура мозга. Это помогает также развивать важные социальные навыки, выявить в любом возрасте свою неповторимую индивидуальность, поддерживать дружеские отношения между людьми.

Продукт проекта:

-папка с методическими рекомендациями;

-буклеты и консультации для законных представителей;

-мини-сайт музыкального руководителя Беляцкой С.В.;

-конспекты занятий, сценарии  праздников и развлечений;

- проведение мастер-классов и методических объединений;

-печать в СМИ.

                                                                                                                                    

Программа реализации педагогического проекта

«Создание педагогических условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования элементов Орф-педагогики»

Сроки реализации: 2020/2022 гг.

Первый этап: подготовительный

Содержание работы

Организационно-управленческое, информационное, методическое обеспечение работы

Самоконтроль

Прогнозируемые результаты

 с педагогами

с воспитанниками

1.

2.

3.

Выбор темы проекта и изучение методической литературы.

Разработка календарного плана реализации педагогического проекта.

Разработка программы реализации педагогического проекта.

Выбор участников проекта

Выявление наиболее актуальной проблемы по теме проекта.

Мотивация педагогического коллектива на проектную деятельность и создание творческой группы участников проекта;

Оценка необходимого потенциала и дополнительных ресурсов для реализации темы проекта.

Февраль 2020г.-август 2020г.

-

Второй этап: внедренческий

Содержание работы

Организационно-управленческое, информационное, методическое обеспечение работы

Самоконтроль

Прогнозируемые результаты

  с педагогами

с воспитанниками

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Создание условий для реализации проекта.

Определение форм первичной диагностики воспитанников и анализ результатов.

Составление консультаций для педагогов и законных представителей по теме проекта с презентацией, проведение семинаров и мастер-классов.

Разработка и проведение занятий, праздников и развлечений по теме проекта.

Подготовка публикаций в педагогической печати.

Проведение промежуточной диагностики результатов.

Разработка корректировочных действий по теме проекта.

Внедрение элементов Орф-педагогики.

Первичная диагностика специалистами.

Создание условий для самостоятельной музыкальной импровизации.

Расширение представлений и звучащих предметах.

Введение систематических занятий с использованием шумового оркестра, звучащих жестов.

Промежуточная диагностика воспитанников.

Издание приказа об организации педагогического проекта. Разработка комплексно-целевой программы педагогического проекта.

Конструирование критериев для обследования работы педагогов и воспитанников по проектной деятельности.

Обеспечение системы методического консультирования педагогов в процессе реализации проекта. Организация информационной компании с вовлечением законных представителей.

Организация деятельности всех участников проекта согласно плану.

Создание базы для возможности практического использования элементов Орф-педагогики.

Коррекция апробированных проектных материалов на основе промежуточной диагностики. Организация контроля за ведением документации и осуществлением работы в соответствии с календарным планом проекта.

Сентябрь 2020г.-ноябрь 2020г.

Декабрь 2020г.- январь 2022г.

Повышение теоретического и практического уровня профессионализма педагогов.

Повышение уровня педагогической культуры законных представителей

Развитие у дошкольников познавательного интереса, развитие мышления и воображения, обогащение эмоций.

Третий этап: рефлексивный (оценочный)

Содержание работы

Организационно-управленческое, информационное, методическое обеспечение работы

Самоконтроль

Прогнозируемые результаты

 с педагогами

с воспитанниками

1.

2.

3.

4.

Проведение анкетирования среди законных представителей воспитанников.

Проведение и анализ диагностики на заключительном этапе.

Организация творческих отчетов по теме педагогического проекта.

Выявление перспектив развития УДО на основе  имеющегося опыта.

Проведение итоговой диагностики.

Контрольный срез на степень сформированности творческого мышления.

Анализ и оценка эффективности внедрения элементов Орф-педагогики в ГУО.

Оформление результатов проектной деятельности.

Проведение итогового семинара по итогам проекта.

Разработка методических рекомендаций по итогам анализа проектной деятельности.

Рефлексивное осмысление результатов проекта.

 

Январь 2022г.-май 2022г.

Повышение уровня развития творческих способностей у воспитанников.

Практическое использование элементов Орф-педагогики в специально организованной и нерегламентированной деятельности воспитанников.

Календарный план

реализации педагогического проекта

«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования элементов Орф-педагогики»

на 2021/2022учебный год

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Педагогический совет с включением в повестку дня вопроса по эффективности реализации педагогического проекта.

август, ноябрь

2021г., февраль,

май 2022 г.

педагогический коллектив

Проведение родительских собраний группы, участвующей в проектной деятельности

октябрь 2021г.

воспитатели, заместитель заведующего по основной деятельности

Подготовка диагностического инструментария, проведение диагностики воспитанников и анализ результатов с учетом возрастных особенностей.

ноябрь 2021г.

май 2022 г.

педагог-психолог,

музыкальный руководитель

Анкетирование родителей с целью повышения эффективности взаимодействия.

октябрь 2021 г.

педагог-психолог,

музыкальный руководитель

Создание мини-сайта музыкального руководителя

октябрь 2021г.

музыкальный руководитель

Подготовка и обновление материалов на сайте учреждения.

в течение года

заместитель заведующего по основной деятельности

Пополнение учебно-методического и дидактического инструментария для реализации проекта. 

ноябрь 2021г.-

май 2022 г.

заведующий, заместитель заведующего по основной деятельности

Подготовка материала для печати в СМИ.

октябрь 2021 г.

-май 2022 г.

участники педагогического проекта

Проведение мастер-классов, трансляция опыта на районных МО и др.

в течение года

музыкальный руководитель

10

Создание банка познавательной мультимедиа информации для детей, включающего разнообразные видеоматериалы

в течение года

участники педагогического проекта

11

Пополнение видео и аудиотеки информационно-методического центра по теме педагогического проекта.

февраль 2022г.

музыкальный руководитель

12

Создание буклетов для родителей по теме проекта.

сентябрь2021г. -март 2022г.

участники педагогического проекта

13

Проведение  праздников и развлечений с элементами Орф-педагогики:

«Деревянные истории»

«Осенняя прогулка»

«Снеговик построил дом»

«Морское путушествие»

в течение года

участники педагогического проекта

14

Семинар-практикум:

«Движение в радость»

«Звучащие жесты на музыкальных занятиях»

«Праздники в стиле Шульверка К. Орфа»

«Игровое пространство музыки»

сентябрь 2021 г.

декабрь 2021 г.

февраль 2022 г.

май 2022г.

заместитель заведующего по основной деятельности, музыкальный руководитель

15.

Круглый стол по результатам работы.

Обработка итоговых данных, соотнесение их с целями и задачами проекта

май 2022г.

участники педагогического проекта

       

Консультация для родителей

«Развитие творческих способностей через элементарное музицирование»

     

Консультация для родителей

«Домашнее музицирование»

Консультация для воспитателей

«Речевые игры и упражнения в концепции Карла Орфа»

                                             
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.