ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования элементов Орф-педагогики»
Введение
В настоящее время сложился новый уровень психолого-педагогического осмысления ряда вопросов, в контексте которых может рассматриваться проблема реализации творческой деятельности детей (развитие мышления, воображения, фантазии и др.). Формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в детстве и является условием последующего развития личности человека, его успешной творческой деятельности.
Изучение методических трудов, научных положений и разработок Н.А. Ветлугиной, О.А. Апраксиной, Л.А. Венгер, Ю.С. Шевцова и др. позволяет сделать вывод о том, что до сих пор отсутствует единая методика формирования и развития творческих способностей дошкольников на музыкальных занятиях по элементарному музицированию. Важно создать условия для вовлечения ребенка в практическую музыкально-творческую деятельность, постепенно приобщая к музыкальной культуре, включающей организованный познавательный процесс на основе элементарного музицирования.
Однако, существует противоречие, что, с одной стороны, имеется достаточно много методических разработок по организации музыкальных занятий в детском саду. С другой стороны, – до сих пор недостаточно результативно используются имеющиеся методики. Эффективность музыкальных занятий может быть значительно повышена на основе направленного анализа системы элементарного музицирования К. Орфа и доказательного выбора методического материала для музыкальных занятий с дошкольниками среднего и старшего возраста.
Накопленный научно-методический и практический опыт, позволяет определить основные направления формирования творческих способностей воспитанников:
1) исследование особенностей подготовительного этапа развития музыкально-творческих способностей с учетом программы дошкольного образования;
2) разработка методических рекомендаций, позволяющих активизировать интерес детей к элементарному музицированию на занятиях и в свободное время;
3) на основе активной творческой музыкальной деятельности развивать у детей воображение, фантазию, нестандартное мышление, необходимое в будущем человеку любой профессии, способствовать творческому отношению к любому делу.
Основные результаты на основании диссертационного исследования и акта о внедрении в ГУО «Ясли-сад №2 аг. Лесной», в том числе разработанное учебно-методическое обеспечение, могут быть использованы для проведения музыкальных занятий в детском саду, в курсах «Методика музыкального воспитания», а также в процессе повышения квалификации музыкальных руководителей детских садов.
В дошкольном возрасте у ребенка происходит формирование и развитие основных психических процессов – восприятия, мышления, внимания, памяти, речи, воображения, а также становление эмоциональной и мотивационной сфер, что способствует гармоничному развитию его личности. В старшем дошкольном возрасте на начальном этапе музыкального воспитания особенно эффективно элементарное музицирование, поскольку оно способствует формированию элементарных музыкальных представлений, развитию музыкальных и общих способностей, формированию культуры деятельности и общения в коллективе, а также развитию навыков исполнительской деятельности.
Также были определены педагогические условия организации элементарного музицирования: компетентность педагога, его умелое, инициативное руководство обучением музицированию детей; создание дружелюбной, комфортной психологической обстановки в детском коллективе; использование различных форм учебной работы на музыкальных занятиях в детском саду: фронтальные занятия (типовое, доминантное, тематическое, комплексное), занятия по подгруппам и индивидуальные занятия; владение дошкольниками элементарными навыками пения и игры на детских музыкальных инструментах; наличие интересного музыкального репертуара; обучение детей чтению доступных для понимания партитур. Важным условием является также работа с родителями, во многом обеспечивающая стимулирование интереса к занятиям музыкой. При этом основополагающим условием является проживание детьми ситуации успеха.
Основными методами обучения являются методы музыкальной импровизации, интеграции различных видов искусств, практического участия в исполнении музыкального произведения. Для организации творческого сотрудничества детей на уроке активно используются игровые приемы, обмен впечатлениями о музыке, выполнение заданий творческого характера.
Актуальность педагогического проекта
На современном этапе развития общества все более ощутимым становится противоречие между быстрым техническим прогрессом и недостаточным развитием гуманитарной сферы. Все ускоряющееся развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация ведут к активному развитию рационально-логического мышления в ущерб развитию эмоционально-образного мышления. Поэтому творческое начало становится все более ценным качеством, позволяющим человеку проявить свою индивидуальность.
Базовая культура человека, фундамент всех видов мышления закладываются в дошкольном возрасте. Именно тогда формируются основы эстетического воспитания, так как в этот период мозг и весь организм человека наиболее восприимчивы к новому (Г.А. Кураев, Т.Н. Маляренко, Ю.Е. Маляренко). Эстетическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста стимулирует раннее творческое развитие, которое гармонизует растущего человека, помогает развивать психические функции и личностные качества.
«Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок – музыкантом или врачом, ученым или рабочим, задача педагога – воспитать в нем творческое начало, творческое мышление. В индустриальном мире человек инстинктивно хочет творить и этому надо помочь». Это высказывание немецкого композитора Карла Орфа, создавшего отлично зарекомендовавшую себя в Западной Европе систему музыкального воспитания детей средствами элементарного музицирования. Достоинство данного вида музыкальной деятельности детей состоит в следующем: особый творческий подход к обучению; оригинальность (простые бытовые предметы, можно превратить в музыкальные инструменты.); занимательность («игра в музыку» обозначает одновременно и ее процесс и результат); познавательность (где можно делая и играя, познавать мир и самого себя). Элементарное музицирование, с одной стороны, учитывает психологические особенности и индивидуальные наклонности детей, с другой – оказывает синкретичное воздействие на многие их важные жизненные функции: общение, речь, движение и т. д., а также противостоит переутомлению и гиподинамии – т. е. позволяет эффективно справиться с задачами развития и здоровьесбережения. Начальный этап эстетического воспитания будет более эффективным, если его существенным содержательным компонентом является элементарное музицирование, обеспечивающее развитие музыкально-творческого воображения и активизацию самостоятельности детей, их способности к поиску собственных решений в процессе музыкальных занятий.
Популярность методики музыкального воспитания Карла Орфа растет, так как дает предпосылки для последующего творческого развития личности ребенка. Познание мира через звук, когда вокруг тебя музыка и когда ты сам творишь музыку – что может быть увлекательнее и прекраснее!
Для осуществления назревших преобразований в учреждении образования существуют необходимые условия:
- музыкальный зал, фортепиано, детские музыкальные инструменты, музыкальные уголки групп, иллюстрации и картинки с изображением музыкальных инструментов, презентации ( с использованием ИКТ), аудиотека.
Технические средства:
-музыкальный центр;
-компьютер;
-мультимедийная установка;
Участники творческой группы:
- музыкальный руководитель:
Беляцкая С.В.- высшая квалификационная категория, магистр педагогических наук, участник 4-ой Международной научно-практической конференции «Искусство и личность» Минск 2016 г., 4-ой Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы искусства: история, теория, методика» Минск 2017 г, автор статей «Особенности авторской методики элементарного музицирования Н.А.Бергер», «Организационные условия культивирования детского инструментального музицирования»
Повышение квалификации:
Авторский семинар Т.Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с детьми 3-10 лет. Модуль –I» Минск 2017 г.
Образовательный семинар Е.В.Середы по музыкально-игровой Орф-педагогике
«Музыкальная зима» Минск 2019 г.
Образовательный семинар Е.В.Середы по музыкально-игровой Орф-педагогике
«Музыкальная весна» Минск 2020 г.
- воспитатели дошкольного образования:
Войтик Т.П.-высшая квалификационная категория
Куделко Т.А. -высшая квалификационная категория
-педагог-психолог:
Воронович М.А.-вторая квалификационная категория
- законные представители воспитанников
- заместитель заведующего по ОД Волоцкая О.Г., первая квалификационная категория.
Цель: Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования элементов Орф-педагогики.
Задачи:
для воспитанников:
-Формировать основы эстетической культуры;
-Создавать условия для раскрытия творческого потенциала детей дошкольного возраста посредством использования элементов Орф-педагогики.
для педагогов:
-Создавать условия для работы в проекте;
-Предоставить методическое обеспечение;
-Разработать методические рекомендации по теме проекта;
-Определить формы и содержание работы по развитию творческих способностей дошкольников как в специально организованной так и в нерегламентированной деятельности.
для законных представителей:
-Вовлечение в совместную деятельность с детьми;
Участники:
- воспитанники старшей группы № 10 ;
- воспитатели дошкольного образования:
Войтик Т.П. ,Куделко Т.А.
-педагог-психолог:
Воронович М.А.
- музыкальный руководитель:
Беляцкая С.В.
- законные представители воспитанников
- заместитель заведующего по ОД Волоцкая О.Г.
- заведующий Воравко Т.И.
Теоретическое обоснование педагогического проекта.
Большинство родителей считают основные предметы школьной программы наиболее важными, первостепенными дисциплинами, необходимыми детям. При этом дисциплины эстетического цикла, способствующие развитию эмоционально-образного и творческого мышления, остаются на втором плане. В то же время в раннем возрасте должно доминировать именно образное мышление, недооценка которого наносит определённый ущерб гармоничному развитию личности.
Наша реакция на музыку оказывает глубинное воздействие на наше развитие – социальное, психологическое, ментальное. Сегодня, когда общество начинает осознавать важность гуманитарной сферы, современное отечественное образование находится на переломном этапе, меняется его парадигма. Наряду с приоритетом знаний провозглашается личностный подход к воспитаннику, эмоционально-творческое отношение к миру; особое внимание уделяется формированию мировоззрения и системы ценностей.
В проекте рассматривается актуальная в методике музыкального воспитания проблема всестороннего развития дошкольников посредством элементов Орф-педагогики. Элементарное музицирование служит уникальным инструментом для развития личности ребенка как в духовно-нравственном ключе, так и с точки зрения развития основных психических процессов. Особенно эффективно элементарное музицирование в старшем дошкольном возрасте, поскольку оно способствует раскрытию задатков личности и формированию элементарных музыкальных представлений.
Активные занятия музыкой, способствующие развитию интеллекта, могут даже привести к тому, что изменится и структура мозга. Это помогает также развивать важные социальные навыки, выявить в любом возрасте свою неповторимую индивидуальность, поддерживать дружеские отношения между людьми.
Продукт проекта:
-папка с методическими рекомендациями;
-буклеты и консультации для законных представителей;
-мини-сайт музыкального руководителя Беляцкой С.В.;
-конспекты занятий, сценарии праздников и развлечений;
- проведение мастер-классов и методических объединений;
-печать в СМИ.
Программа реализации педагогического проекта
«Создание педагогических условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования элементов Орф-педагогики»
Сроки реализации: 2020/2022 гг.
Первый этап: подготовительный
№ |
Содержание работы |
Организационно-управленческое, информационное, методическое обеспечение работы |
Самоконтроль |
Прогнозируемые результаты |
|
с педагогами |
с воспитанниками |
||||
1. 2. 3. |
Выбор темы проекта и изучение методической литературы. Разработка календарного плана реализации педагогического проекта. Разработка программы реализации педагогического проекта. |
Выбор участников проекта |
Выявление наиболее актуальной проблемы по теме проекта. Мотивация педагогического коллектива на проектную деятельность и создание творческой группы участников проекта; Оценка необходимого потенциала и дополнительных ресурсов для реализации темы проекта. |
Февраль 2020г.-август 2020г. |
- |
Второй этап: внедренческий
№ |
Содержание работы |
Организационно-управленческое, информационное, методическое обеспечение работы |
Самоконтроль |
Прогнозируемые результаты |
|
с педагогами |
с воспитанниками |
||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. |
Создание условий для реализации проекта. Определение форм первичной диагностики воспитанников и анализ результатов. Составление консультаций для педагогов и законных представителей по теме проекта с презентацией, проведение семинаров и мастер-классов. Разработка и проведение занятий, праздников и развлечений по теме проекта. Подготовка публикаций в педагогической печати. Проведение промежуточной диагностики результатов. Разработка корректировочных действий по теме проекта. |
Внедрение элементов Орф-педагогики. Первичная диагностика специалистами. Создание условий для самостоятельной музыкальной импровизации. Расширение представлений и звучащих предметах. Введение систематических занятий с использованием шумового оркестра, звучащих жестов. Промежуточная диагностика воспитанников. |
Издание приказа об организации педагогического проекта. Разработка комплексно-целевой программы педагогического проекта. Конструирование критериев для обследования работы педагогов и воспитанников по проектной деятельности. Обеспечение системы методического консультирования педагогов в процессе реализации проекта. Организация информационной компании с вовлечением законных представителей. Организация деятельности всех участников проекта согласно плану. Создание базы для возможности практического использования элементов Орф-педагогики. Коррекция апробированных проектных материалов на основе промежуточной диагностики. Организация контроля за ведением документации и осуществлением работы в соответствии с календарным планом проекта. |
Сентябрь 2020г.-ноябрь 2020г. Декабрь 2020г.- январь 2022г. |
Повышение теоретического и практического уровня профессионализма педагогов. Повышение уровня педагогической культуры законных представителей Развитие у дошкольников познавательного интереса, развитие мышления и воображения, обогащение эмоций. |
Третий этап: рефлексивный (оценочный)
№ |
Содержание работы |
Организационно-управленческое, информационное, методическое обеспечение работы |
Самоконтроль |
Прогнозируемые результаты |
|
с педагогами |
с воспитанниками |
||||
1. 2. 3. 4. |
Проведение анкетирования среди законных представителей воспитанников. Проведение и анализ диагностики на заключительном этапе. Организация творческих отчетов по теме педагогического проекта. Выявление перспектив развития УДО на основе имеющегося опыта. |
Проведение итоговой диагностики. Контрольный срез на степень сформированности творческого мышления. |
Анализ и оценка эффективности внедрения элементов Орф-педагогики в ГУО. Оформление результатов проектной деятельности. Проведение итогового семинара по итогам проекта. Разработка методических рекомендаций по итогам анализа проектной деятельности. Рефлексивное осмысление результатов проекта.
|
Январь 2022г.-май 2022г. |
Повышение уровня развития творческих способностей у воспитанников. Практическое использование элементов Орф-педагогики в специально организованной и нерегламентированной деятельности воспитанников. |
Календарный план реализации педагогического проекта «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования элементов Орф-педагогики» на 2021/2022учебный год |
|||
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственный |
|
Педагогический совет с включением в повестку дня вопроса по эффективности реализации педагогического проекта. |
август, ноябрь 2021г., февраль, май 2022 г. |
педагогический коллектив |
|
Проведение родительских собраний группы, участвующей в проектной деятельности |
октябрь 2021г. |
воспитатели, заместитель заведующего по основной деятельности |
|
Подготовка диагностического инструментария, проведение диагностики воспитанников и анализ результатов с учетом возрастных особенностей. |
ноябрь 2021г. май 2022 г. |
педагог-психолог, музыкальный руководитель |
|
Анкетирование родителей с целью повышения эффективности взаимодействия. |
октябрь 2021 г. |
педагог-психолог, музыкальный руководитель |
|
Создание мини-сайта музыкального руководителя |
октябрь 2021г. |
музыкальный руководитель |
|
Подготовка и обновление материалов на сайте учреждения. |
в течение года |
заместитель заведующего по основной деятельности |
|
Пополнение учебно-методического и дидактического инструментария для реализации проекта. |
ноябрь 2021г.- май 2022 г. |
заведующий, заместитель заведующего по основной деятельности |
|
Подготовка материала для печати в СМИ. |
октябрь 2021 г. -май 2022 г. |
участники педагогического проекта |
|
Проведение мастер-классов, трансляция опыта на районных МО и др. |
в течение года |
музыкальный руководитель |
10 |
Создание банка познавательной мультимедиа информации для детей, включающего разнообразные видеоматериалы |
в течение года |
участники педагогического проекта |
11 |
Пополнение видео и аудиотеки информационно-методического центра по теме педагогического проекта. |
февраль 2022г. |
музыкальный руководитель |
12 |
Создание буклетов для родителей по теме проекта. |
сентябрь2021г. -март 2022г. |
участники педагогического проекта |
13 |
Проведение праздников и развлечений с элементами Орф-педагогики: «Деревянные истории» «Осенняя прогулка» «Снеговик построил дом» «Морское путушествие» |
в течение года |
участники педагогического проекта |
14 |
Семинар-практикум: «Движение в радость» «Звучащие жесты на музыкальных занятиях» «Праздники в стиле Шульверка К. Орфа» «Игровое пространство музыки» |
сентябрь 2021 г. декабрь 2021 г. февраль 2022 г. май 2022г. |
заместитель заведующего по основной деятельности, музыкальный руководитель |
15. |
Круглый стол по результатам работы. Обработка итоговых данных, соотнесение их с целями и задачами проекта |
май 2022г. |
участники педагогического проекта |
«Развитие творческих способностей через элементарное музицирование»
«Речевые игры и упражнения в концепции Карла Орфа»